Эпилепсия - не приговор
Очень обидно, когда простые сограждане, каждый день сталкиваясь с таким диагнозом как «эпилепсия» или «судороги», впадают в отчаяние ввиду того, что по стереотипам 90-х годов считают эти заболевания неизлечимыми. Хотя за последние годы в эпилептологии воистину произошел переворот. Теперь мы с уверенностью можем сказать пациентам, что готовы идти с ними до полного излечения.
Связано это с тем, что были и продолжают синтезироваться новейшие антиэпилептичекие препараты, которые не только купируют приступ эпилепсии, а приводят к угасанию эпилептического очага и впоследствии к полному отказу от лечения. У нас теперь есть огромный выбор, и этот выбор всегда в пользу надежды на благоприятный прогноз в лечении эпилепсии.
Методы диагностики стали расширяться. Энцефалографы стали более чувствительными и многоканальными. Нейровизуализация стала более доступной и специализированной. Появилась возможность следить за концентрацией препаратов в сыворотке крови и точнее определять дозировку назначенных препаратов, следить за состоянием печени и учитывать ее влияние на дозировки различных медикаментов.
Кроме того, благодаря появлению таких ультрасовременных аппаратов, как кибернож, эпилепсия также может быть излечена хирургическим путем зачастую без значимого воздействия на двигательные функции организма. Если раньше хирургический метод был последним вариантом, то сейчас он просто один из доступных.
Очевидно, что возможность решения задачи под названием «Эпилепсия» огромна, и наша оптимистичность обоснована и продиктована личным опытом в этой области.
Итак, по каким причинам простые люди удрученно смотрят на ситуацию?! Давайте попробуем их рассмотреть.
Когда люди сталкиваются с грозным словом «судорога» или замечают похожее состояние у близкого человека, то начинают искать врача по схеме «знакомый врач» и приходят на прием. Зачастую этот знакомый врач вынужден назначить лечение. Если «знакомый врач» не обладает достаточным опытом в лечении эпилепсии и не владеет соответствующими современными знаниями, то происходит назначение «популярных» препаратов вместо «необходимых». Таким образом, начинается первая ступень в цепочке многолетних скитаний пациента.
Очень важно, чтобы врач, который взялся за лечение эпилепсии, знал о методах диагностики этого заболевания. Если в нейровизуализационных методах (МРТ, КТ, ПЭТ) эпилептолог еще где-то может полагаться на описания радиолога-диагноста, то в ЭЭГ(энцефалография) он должен полагаться только на свои знания, так как ЭЭГ – это метод интерпретаций, и очень важно, чтобы сам лечащий врач следил за динамикой изменения нейрофизиологических феноменов в процессе диагностики и лечения.
Осмотр пациента с эпилепсией или другими судорожными состояниями или схожими заболеваниями, такими как конверсионные расстройства (истерия, по-старому) и синкопальные состояния, занимает намного больше времени, чем осмотр пациентов с другими заболеваниями. А все потому, что во время осмотра при эпилепсии почти всегда у пациента есть длинная история и богатая картотека рецептов и всевозможных анализов, которые нельзя игнорировать. Любая незначительная деталь или мнение предыдущего врача может иметь или не иметь значение, но рассмотреть ее ты вынужден.
В эпилептологии есть феномен «фармакорезистентной эпилепсии» или эпилепсии, не поддающейся лечению медикаментами. Если при назначении двух и более антиэпилептических препаратов (АЭП) эпилептические припадки продолжают проявляться, то такое состояние называется фармакорезистентным. Даже в таких странах как Япония, Финляндия, США и Германия до 12% всех форм эпилепсии остается фармакорезистентным. В постсоветских странах научные работы с такими подсчетами не были проведены, но с уверенностью можно сказать, что цифры более высокие и доходят до 30%. Причины фармакорезистентных форм эпилепсии являются предметом отдельного разговора, и мы затронем эту тему. Тем не менее, надо сказать, что не все формы эпилепсии являются фармакорезистентным, даже при самом безграмотном подходе.
Эпилепсия – это не то заболевание, для лечения которого можно и нужно ехать заграницу, так как такие пациентам полезно находиться «рядом» со своим доктором и при необходимости частенько приносить ему шоколад, а самому не употреблять.
И пока что у нас в стране нет специализированных клиник, занимающихся сугубо эпилепсией, каждому придется самому решить, к какому специалисту обращаться и при этом пользоваться не критерием «знакомый врач», а принять во внимание опыт и знание доктора.
С пожеланиями веры в силу своевременной и современной медицины, доктор Гусейн Султанов.